himars

HIMARS — Реактивная система залпового огня

Оружие

Система HIMARS (High-Mobility Artillery Rocket System) – американская реактивная система залпового огня повышенной мобильности, предназначенная для поражения районов сосредоточения артиллерийских систем, систем противовоздушной обороны, узлов технической поддержки, грузовых автомобилей, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, а также обеспечения поддержки районов сосредоточения собственных войск и средств обеспечения.

 

В состав системы залпового огня HIMARS входят:

  • боевая машина М142;
  • транспортно-заряжающая машина;
  • неуправляемые и управляемые реактивные снаряды;
  • средства управления огнем.

Боевая машина М142 выполнена на модифицированном шасси 5-т грузового автомобиля Stewart & Stevenson с колесной формулой 6х6. Двигатель — дизель Caterpillar 3116 ATAAC с газотурбинным наддувом, объемом 6.6л, мощностью 290 л.с. при 2600 оборотов в минуту. Число цилиндров — 6. Запас топлива — 56 галлонов, запас хода — 480 км. Трансмиссия — Allison автоматическая, семискоростная. Подвеска — параболическая с листовыми рессорами. Дорожный просвет — 564мм. Преодолеваемые водные преграды глубиной до 0.9м. Расчет боевой машины — 3 человека (водитель, наводчик-оператор и командир БМ), но по мнению разработчиков системы в особых условиях огонь может вести один номер расчета.

Артиллерийская часть не имеет постоянного пакета направляющих. В качестве пакета направляющих используются стандартные одноразовые транспортно-пусковые контейнеры боевой машины РСЗО MLRS. Стрельба может быть осуществлена всеми типами неуправляемых и управляемых реактивных снарядов системы MLRS, а также управляемыми ракетами MGM-140 и MGM 164 оперативно-тактического комплекса ATACMS. После стрельбы отстрелянные ТПК заменяются снаряженными. ТПК снаряжаются реактивными снарядами и герметизируются на заводе-изготовителе. Стандартные транспортно-пусковые контейнеры весят 2270 кг и включают шесть труб из стекловолокна, жестко скрепленных обоймой, выполненной из алюминиевого сплава. Внутри направляющих имеются спиральные металлические полозки для придания снаряду вращения против часовой стрелки с частотой 10–12 об/мин при выстреле. Пуск снарядов осуществляется непосредственно из сменных контейнеров. Снаряды могут храниться в таких контейнерах в боеготовом состоянии в течение 10 лет.

Система M142 HIMARS авиатранспортабельна на самолете C-130 и производится компанией BAE Systems Mobility & Protection Systems (ранее Armor Holdings, Inc.). Ракетная часть производится фирмой Lockheed Martin.

HIMARS

БОЕПРИПАСЫ HIMARS 

Существуют два семейства боеприпасов:

Боеприпасы MFOM включают следующие типы ракет:

  • М26 — неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М77)
    • М26А1 — неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М85) и увеличенной дальностью стрельбы (ER MLRS) до 45 км;
    • М26А2 — неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью ((кумулятивно-осколочные субэлементы М77) и увеличенной дальностью стрельбы (ER MLRS) до 45 км;
  • GMLRS М30  — 240-мм управляемый (инерциальная + GPS) реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М85) и увеличенной дальностью стрельбы (ER MLRS) до 70 км;
  • М28 — 227-мм тренировочный реактивный снаряд;
    • М28А1 — 227-мм тренировочный реактивный снаряд с уменьшенной дальностью стрельбы;
  • AT-2 — 227-мм кассетный реактивный снаряд — постановщик мин.

Семейство боеприпасов AFOM включает следующие типы ракет ATACMS:

  • ATACMS Block I  — Тактическая ракета с кассетной головной частью на 950 боевых элементов, дальностью до 165 км и инерциальной системой управления;
  • ATACMS Block IA — тактическая ракета с кассетной головной частью на 300 боевых элементов, дальностью до 165 км и инерциальной системой управления (СУ) комплексированной с приемником GPS, вертикальным конечным участком траектории и дальностью стрельбы до 300 км;
  • ATACMS Block IA Unitary — тактическая ракета с фугасной боевой частью (БЧ) весом 500 фунтов (226,8 кг), инерциальной системой управления (СУ) комплексированной с приемником GPS и дальностью стрельбы до 270 км;
  • ATACMS Block II — тактическая ракета с кассетной головной частью на 13 самоприцеливающихся боевых элементов BAT и дальностью стрельбы до 140 км;
  • ATACMS Block IIA — тактическая ракета с кассетной головной частью на 6 самоприцеливающихся боевых элементов BAT (улучшенной конструкции) и дальностью стрельбы до 220 км.

HIMARS пуск ракет

ХАРАКТЕРИСТИКИ HIMARS

Боевая машина 
Габариты, мм:
— длина
— ширина
— высота в походном положении
6940
2400 (2390)
3180
Вес, кг:
— боевой машины со снарядами
— автошасси
— модуля с контейнером
— транспортно-пускового контейнера
13696 (16000)
8273 (2390)
2915
2282
Максимальная скорость передвижения, км/ч89 (94)
Запас хода, км480
Максимальный преодолеваемый уклон, %60
Расчет, чел.3
Число трубчатых направляющих, шт1ТПК с 6 НУРС или 1 ТПК с 1 УР
Угол возвышения, град:
— минимальный
— максимальный
–2
+60
Угол горизонтального обстрела, град280

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ HIMARS

Создание HIMARS вызвано необходимостью оснащения частей и подразделений морской пехоты, воздушно-десантных войск и сил быстрого развертывания высокомобильными пусковыми установками, пригодными для переброски по воздуху на любой театр военных действий.

В середине 80-х годов XX века Loral Vought Systems начала исследовать возможность разработки и интеграции шестиствольного транспортно-пускового контейнера для пуска снарядов калибра 227 мм с целью его монтажа на гусеничных и колесных шасси автомобилей меньшей грузоподъемности. Эта попытка – программа по высокомобильной артиллерийской реактивной системе HIMARS – была нацелена на создание системы с возможностью воздушной транспортировки посредством военного транспортного самолета С-130. В декабре 1989 года, операция Just Сause в Панаме ясно продемонстрировала необходимость такой возможности. В июне 1990 года, армия США начала составлять требования для легковесного варианта системы MLRS на шасси грузового автомобиля(ей). Опытный образец был впервые продемонстрирован в сентябре 1994 года. В начале 1996 года командование управляемым вооружением армии США заключило с компанией Lockheed Martin Missiles и Fire Control 22,3-миллионный контракт на сборку опытных образцов боевых машин РСЗО HIMARS. По условиям 53-месячного контракта специалисты компании собрали четыре опытных образца боевых машин и три из них передали на двухгодичные испытания заказчику. Четвертая машина была оставлена для испытаний у разработчика. В июле 1998 года специалистами сухопутных войск США успешно произведены стрельбовые испытания ракеты комплекса ATACMS с помощью опытного образца боевой машины РСЗО HIMARS.

Производственные квалификационные испытания (серия II) системы начались в ноябре 2003 года и включали стрельбы неуправляемым реактивным снарядом М26, ракетами MGM-140B (Block IA) и MGM-164A (Block II) оперативно-тактического комплекса ATACMS и управляемыми реактивными снарядами системы MLRS. Однако не сообщалось и не сообщается деталей, в частности, о возможности использования одного и того же шасси для монтажа ТПК для стрельбы снарядами различных калибров, т.к. возникает мнение, что на платформе одного шасси одного типа шасси возможен монтаж только ТПК со снарядами одного калибра. В январе 2004 года производственные испытания опытного образца боевой машины системы HIMARS на соответствие тактико-техническому заданию завершились. Эти испытания подтвердили высокие тактико-технические и эксплуатационные характеристики системы. Во время одного из испытаний опытного образца боевая машина системы HIMARS была доставлена на территорию восточного полигона Форт Силл (шт.Оклахома) транспортным самолетом С-130. Машина была выгружена менее чем за пять минут. Затем она была выдвинута на огневую позицию и получив боевое задание по цифровому каналу обмена данными выполнила залп шестью учебно-тренировочными реактивными снарядами. В совместных учениях участвовали: расчет БМ РСЗО MLRS сухопутных войск США и расчет командования и управления корпуса морской пехоты.

16 июня 2005 года система HIMARS начала поступать в войска. Первым сертифицированным подразделением, имеющим на вооружении систему HIMARS, стал 3 дивизион 27 полка полевой артиллерии XVIII воздушно-десантного корпуса США.

К 2000-м годам относится работа подразделения Missiles and Fire Control компании Lockheed Martin по разработке опытного образца ракеты Р44 для высокоточного уничтожения движущихся целей на дальних расстояниях с использованием боевых машин РСЗО MLRS и HIMARS. Для запуска этой ракеты был разработан специальный контейнер на 10 ракет.

Опытный образец обладал возможностью работы в режиме вспомогательного инерциального наведения с помощью системы GPS (для поражения стационарных целей) и с миниатюрной головкой самонаведения из программы по единой многоцелевой  ракете JCM (Joint Common Missile).

В конструкцию опытного образца входила головка самонаведения с тремя режимами работы: доплеровском радиолокационным, работающим в  миллиметровом диапазоне волн для всепогодного применения и поражения движущихся целей, в охлаждаемом инфракрасном режиме для определения и классификации целей и полуактивном лазерном режиме для поражения целей с использованием целеуказания.

Компания выбрала стартовый ускоритель калибра 177 мм для обеспечения скорости, с низкой стоимостью и возможностью дальнейшей модернизации. В конструкцию опытного образца ракеты могла входить увеличенная головная часть ракеты Hellfire II или кумулятивная головная часть с формирующим устройством. Определенный потенциал развития был заложен в направлении увеличения длины и веса ракеты.

Согласно данным электронной базы журнала Jane’s Defence Weekly от 16 марта 2007 года указано, что вслед за испытаниями в аэродинамической трубе и статическими прожигами ракетных двигателей, баллистическая экспериментальная ракета Р44 успешно прошла летные испытания на территории ракетного полигона «Белые Пески» (штат Нью-Мексико) 15 февраля.

4 мая 2007 года в журнале Jane’s Missiles and Roсkets сообщалось о проведении вторых успешных летных испытаний опытного образца.

По данным электронной базы данных Jane’s 2012 года, доступной в Российской Национальной Библиотеке (г.Санкт-Петербург), боевая машина РСЗО HIMARS была задействована во время ряда испытаний опытного образца управляемой ракеты P44. По данным от конца 2012 года работы по проекту были прекращены.

В конце 2006 года компания Lockheed Martin получила контракт стоимостью 15,8 миллиона долларов от армии США для разработки кабины боевой машины с повышенным уровнем защиты номеров расчета. Согласно условиям контракта до 30 сентября 2010 года специалисты BAE Systems должны были выполнять работы по ее усовершенствованию. Кабины боевых машин получат дополнительное бронирование, обеспечивающее баллистическую защиту от пуль, осколков снарядов и мин. Имеющаяся информация свидетельствует о наличие этого варианта в руках военных США и Южной Кореи.

28 марта 2008 года в пресс-релизе компании Lockheed Martin было сообщено о первом пуске четырех управляемых снарядов с использованием новой универсальной системы управления огнем и обеспечивает возможность стрельбы управляемыми снарядами. По условиям контракта на заводах компаний, расположенных в Далласе (штат Техас) и Кандеме (штат Арканзас), должны быть собраны шесть боевых машин системы HIMARS для широких испытаний в сухопутных войсках США перед заключением контракта на начальное мелкосерийное производство.

В середине 2008 года при стрельбе управляемым реактивным снарядом GMLRS с помощью боевой машины РСЗО HIMARS был достигнут новый показатель дальности полета – 85 км. 5 ноября 2009 года в пресс-релизе компании Lockheed Martin было сообщено, что в результате пуска управляемой ракеты GMLRS с помощью боевой машины системы HIMARS была достигнута максимальная дальность полета 92 км. Стоит отметить, что отсутствует информация о тактике применения управляемых снарядов. Не ясно, решена ли задача их залпового пуска с идентификацией каждым снарядом своей цели или применение таких снарядов подразумевает отход от залповой стрельбы.

В марте 2009 года на полигоне White Sands состоялись испытания, в ходе которых с БМ РСЗО HIMARS были запущены 2 зенитные управляемые ракеты (ЗУР) SLAMRAAM. Испытания, во время которых все цели были достигнуты, включали эксплуатационные испытания модифицированных ракет и сборку рельсовых направляющих для SLAMRAAM в свободном контейнере, переделанном из ТПК для пуска ракет комплекса ATACMS. При пуске зенитной ракеты применялась система управления огнем РСЗО HIMARS c доработанным программным обеспечением. После завершения работ по модернизации системы управления огнем и создания транспортно-пусковых контейнеров для ЗУР SLAMRAAM они поступят на вооружение. В соответствии с планами командования ВС США, в перспективе боевые машины системы HIMARS, оснащенные зенитными управляемыми ракетами, смогут применяться в рамках распределенной сетецентричной системы противовоздушной обороны.

Система была испытана в боевых условиях во время операции “Иракская свобода”. В настоящее время система развернута в Афганистане. Одно из последних применений имело место 14 февраля 2010 г. В ходе антитеррористической операции сил НАТО в афганском городе Марджа (Marjah) снарядом системы залпового огня были убиты 12 мирных жителей. Два снаряда, выпущенные с помощью боевой машины РСЗО HIMARS, значительно отклонились от цели и попали в гражданское здание.

31 января 2011 года на сайте компании Lockheed Martin опубликована информация, о получении компанией дополнительного контракта стоимостью 139,6 миллионов долларов США на 44 реактивные системы залпового огня HIMARS для армии США. Этот заказ должен увеличить парк боевых машин РСЗО HIMARS до 375. Поставки будут выполняться до конца января 2013 года.

РСЗО HIMARS находится на вооружении с 2005 года. По данным на февраль 2015 года, было собрано 480 систем HIMARS. Выполнены поставки в армию США, корпус морской пехоты США и международным союзникам — ОАЭ, Иордания, Сингапур.